Выставка
Персональная выставка архитектора Тотана Кузембаева
18:00

С 7 сентября по 6 октября в выставочном зале на третьем этаже ЦДА в Гранатном переулке в течение месяца можно увидеть юбилейную выставку графики одного из самых известных практикующих российских, а в прошлом — советских «бумажных» архитекторов. В этом году Тотану Кузембаеву исполнилось 70 лет, и экспозиция «Горизонты событий», посвященная в глобальном смысле «точке невозврата», с одной стороны, подводит итоги, а с другой — формирует задел на будущее. Когда гравитацию, достигшую пика, наконец-то сменит «Невесомость»: именно так называется серия работ, показанная на выставке.

Все 44 графических произведения созданы в период начиная с 1990-х годов. Точно так же, как бумажная архитектура в те времена была способом протеста против отсутствия реальной практики, «Невесомость» Кузембаев противопоставлял гравитации — еще одному главному врагу архитектора. И хотя потом заказы уже появились, и мир узнал Тотана как смелого экспериментатора с формой и в реальной жизни, — стремление к «Невесомости» на бумаге осталось. Борьба с гравитацией оказалось делом всей жизни, а движение навстречу космосе и свободе обратилось сопротивлением черной дыре, поглощающей все и вся.

Так появилось название выставки: «Горизонт событий — не только граница черной дыры, но и, в более широком смысле, черта, за которой события не могут повлиять на наблюдателя, — нирвана, если хотите, — пишет в своем манифесте куратор выставки Юлия Шишалова. — Словно в подтверждение этой мысли, на выставке вы найдете и образ слова «Вечность»: его Тотан сложил, правда, не из льда, а из любимого им дерева (точнее, из фанеры)».

Без дерева действительно не обошлось: вся графика размещается на крестообразных конструкциях из фанеры и CLT-панелей. Прямых углов в мире Тотана Кузембаева быть не может — он намеренно отрывает свои работы от плоскости, заставляя взглянуть на них под новым, непривычным углом. И если на первой выставке этого года — в мае в Гостином дворе — каждый крест в форме латинского «X» символизировал десятилетие жизни художника, то на экспозиции в ЦДА, переехавшей из Музея архитектуры, крестов уже 12, так что получился скорее не личный календарь, а вечные часы. Которые отсчитывают время нам всем — время, оставшееся до невесомости.

Выставка открыта для посетителей с 12 сентября по 6 октября. 

Вход свободный